Случай из практики

Бобу, назовем его так, было 8 лет и 11 месяцев, когда он впервые прошел тест на сенсорную инте-

Терапия, основанная на сенсорной интеграции, эффективна потому, что терапевт разрабатывает на­сыщенную сенсорными стимулами среду, стимулирующую навыки и способности и в то же время интересную для ребенка.


грацию. Мальчик ходил в четвертый класс, но читал на На основании этих тестов и клинических наблюдений

уровне первого, а писал и считал, как второклассник. По- мы заключили, что больше всего от нарушения сенсорной

скольку согласно проведенным тестам интеллектуальный интеграции страдает вестибулярная система. Она была

уровень мальчика соответствовал возрасту, Боба отправили главной причиной трудностей в обучении, нарушений

в специальный класс для детей с Случай из практики проблемами в обучении. двигательного планирования, координации глаз-рука,

зрительной перцепции и языкового развития. Вестибу-

Результаты оценки лярные ощущения, не обрабатываемые мозгом как следу-

У Боба проверили сенсорную интеграцию, языковые на- ет, были виновны в гиперактивности, отвлекаемости и

выки и школьные успехи. Постротаторный нистагм у не- гиперчувствительности Боба.
го был укорочен. Мальчик не мог стоять на одной ноге,

закрыв глаза, но его постуральные реакции и реакции Терапия

равновесия оказались в целом адекватными, хотя и не К счастью, Боб очень стремился к двигательной активно-
идеальными. Он справлялся с большей частью игр, не ис- сти, предполагающей вестибулярную стимуляцию, в кото-
пытывая отрицательных эмоций, хотя тесты Случай из практики показали на- рой он и нуждался. Он проводил много часов, качаясь на
рушение двигательного планирования. Для Боба не со- качелях, подвешенных на эластичной веревке, благодаря
ставляло труда, не видя своих рук, указать, какого из его чему мог перемещаться вверх и вниз, вперед и назад, а
пальцев коснулись, и в целом он хорошо ощущал положе- также крутиться. Если бы я не научилась доверять вну-
ние рук в пространстве. Тем не менее он плохо различал треннему импульсу и внутреннему «инструктору» детей,
тактильные стимулы и временами не мог на ощупь отли- я бы не разрешила Бобу столько времени повторять одни
чить квадрат от Случай из практики треугольника. Перцепция пространства и те же движения. Иногда мне казалось, что наши заня-
и формы у него была хуже, чем у сверстников. К тому же тия стоит разнообразить, но все же я решила не мешать
он демонстрировал гиперактивность, отвлекаемость и самостоятельному выбору Боба. Бывало, мальчик выбирал
тактильную гиперчувствительность. что-то другое. После 4-5 месяцев терапии он начал караб-

Результаты слуховых и языковых тестов оказались каться всюду, куда только можно было вскарабкаться, и,

ниже уровня, ожидаемого у детей его возраста и интел- забравшись наверх, прыгал оттуда вниз. Естественно, Боб

лекта. Обращенные к нему слова Боб понимал с огром- обеспечил себя достаточным количеством вестибулярных

ным трудом, особенно в Случай из практики шумной обстановке. Очередной импульсов, чтобы открыть нервные пути во многих зонах

тест показал, что оба полушария мозга одинаково хорошо мозга. Лазанье помогло ему использовать эти пути и осво-



обрабатывали звуки речи, и руки работали почти одина- иться в разной обстановке. Несколько раз он едва не по-

ково, хотя ни одна не отличалась «мастерством». лучил травму, ибо его новообретенное стремление иссле-

Оценка и вмешательство 189

довать свой сенсомоторный потенциал превосходило его стимуляции, влияют естественные факторы и обязатель-

способность к двигательному планированию. Нервные пу- ные подавляющие силы.) Навыки чтения соответствова-

ти, «раскупоренные» входящими вестибулярными сигна- ли возрасту, то есть Боб всего Случай из практики за год шагнул больше чем

лами, помогли Бобу лучше научиться читать. Еще до на три года вперед. Письмо поднялось до уровня второго

окончания терапии Боба перевели в обычный класс с полугодия в четвертом классе (шаг на 1,5 года вперед), а

обычной продолжительностью занятий. математика - до начального уровня третьего класса (на-

Как часто случается, когда нервная система юного че- гнал чуть менее года). Иными словами, способности Боба

ловека начинает работать слаженнее, Бобу захотелось к обучению, особенно к чтению, благодаря терапии в зна-

продемонстрировать новоприобретенные навыки путем читальной мере развились.

изменения окружающего физического мира. Он вертелся

вокруг своей оси на свисающем с потолка канате, пинал

картонный бочонок, заставляя его Случай из практики со свистом летать по

комнате. Способность так быстро двигать такие большие

предметы как бы делала Боба «мачо», и в этом он тоже

нуждался. Благодаря терапевтической обстановке маль-

­чик мог проделывать все это вполне свободно. Дома или в

классе такой возможности у него не было. В то же самое

время Бобу стало нравиться поддерживать порядок в на­-

шей комнате, словно он хотел, чтобы она походила на его

привыкающий к порядку мозг.

Результаты терапии

Спустя год после первого тестирования Боб снова прошел
проверку. В течение года он ходил на терапевтические
занятия примерно 6 месяцев, по 2,5 часа в неделю. Тесты
на язык и зрительную перцепцию показали явный про-
гресс. Продолжительность постротаторного нистагма не
изменилась. (Тем не Случай из практики менее, это не признак того, что ве­-

стибулярная система не стала работать лучше. На ни- * Комментарий эксперта Эрны Императоре Бланче к темам,
стагм, возникающий в результате сильной вестибулярной поднятым в этой главе, см. в Приложении А.


documentabqowcv.html
documentabqpdnd.html
documentabqpkxl.html
documentabqpsht.html
documentabqpzsb.html
Документ Случай из практики